17.05.2016
Учимся давать определения понятиям
1. Приемы определения понятия:
а) описание - что это такое? наблюдение
чем отличается? +
чем похоже на другие объекты? эксперимент
Опишите волнистого попугайчика - индивидуально
коллективно
сравнить с описанием в книге А.Э.Брэма "Жизнь животных"
б) характеристика, перечисленных внутренних
существенных свойств человека, предмета, исследование
явления
Сравнить - А.Э.Брэм "Жирафы" и Е.А.Чаруша "Про Томку"
в) разъяснение посредством примера - А.Э.Брэм "Морские черепахи"
г) сравнение - Мир - аптека (Парацельс)
Мир - театр (У.Шекспир)
И.Бунин "Листопад"
Подберите сравнение : еж - ....
воробей - ......
олень - ....
пароход - ....
велосипед - ....
лампочка - ....
дерево - .....
"Гиппопотам" - на кого похож - на корову или на лошадь?
( в переводе - водяная лошадь)
д) различение - яблоко - помидор
погонофоры
"солнце" и "солярка" (solaris - лат., солнечный, огненный)
2. Ограничение понятий:
а) переход от видового к родовому понятию -
а в т о м о б и л и
легковые грузовые специальные
универсал фура бензовоз
джип тягач пожарная
седан самосвал спецремонт
лимузин бортовая скорая помощь
купе
3. Обощение понятий:
а) обощение от видового к родовому понятию -
построить ряды, выбрав из перечисленного - насекомое
книга
А.В.Суворов
выдающаяся личность
церковная архитектура
знаменитый полководец
Храм Христа Спасителя
энциклопедия
пчела
Леонардо да Винчи
4. Загадки как определение понятий:
а) отгадывание загадок
б) юмористические загадки
в) кроссворды
г) игра "Трудные слова"
5. Какими понятиями нужно овладеть для абстрактного мышления:
явление
причина
следствие
событие
обусловленность
зависимость
различие
сходство
общность
совместимость
несовместимость
возможность
невозможность